ЕЭК ООН продолжает выражать опасения по поводу функционирования Конвенции МДП в России

ЕЭК ООН продолжает выражать опасения по поводу функционирования Конвенции МДП в России
20 Сентября 2013
Секретариат ЕЭК ООН, отвечающий за Конвенцию МДП, с удовлетворением воспринял известие о том, что Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) отложила до 14 сентября вступление в силу своего решения требовать дополнительные таможенные гарантии при перевозках по книжкам МДП. Изначально сообщалось, что данное решение вступит в силу 14 августа, при этом Договаривающиеся стороны Конвенции МДП и ЕЭК ООН до сих пор не были официально проинформированы о нем. Тем не менее, одного месяца, возможно, будет недостаточно для достижения решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны. Надвигающийся кризис в функционировании системы МДП вызывает серьезные опасения, поскольку его последствия затронут международную торговлю и транспорт.

Секретариат ЕЭК ООН приветствует создание рабочей группы, учрежденной совместными усилиями Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) - национального гаранта Конвенции МДП, Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и ФТС РФ, в целях прояснения ситуации с задолженностью. Внеочередное заседание Исполнительного совета Конвенции МДП (ИСМДП) пройдет в Женеве 27 августа 2013 года для содействия в достижении договоренности в отношении беспрепятственного функционирования книжек МДП и гарантий МДП для таможенного транзита в Российской Федерации.

Система МДП является единственной глобальной системой таможенного транзита, функционирование которой было оспорено решением Федеральной таможенной службы Российской Федерации. ФТС РФ – в короткие сроки и без предварительной согласованности с другими Договаривающимися Сторонами, что противоречит Конвенции МДП, – намеревается ввести дополнительные национальные гарантии помимо тех, которые уже предусмотрены Конвенцией МДП. Этот инцидент де-факто означает непризнание порядка применения книжек МДП таможенными органами Российской Федерации.

Дальнейшее отстаивание ФТС РФ своего решения неизбежно нарушит международную торговлю с Россией и через ее территорию, а также приведет к существенным задержкам и очередям на границах. Это также может нанести серьезный экономический ущерб автотранспортной отрасли и внешней торговле Российской Федерации, ее основным торговым партнерам и некоторых другим Договаривающимся сторонам Конвенции МДП. Исходя из количественных показателей перевозок с применением книжек МДП, можно констатировать, что в наибольшей степени будут затронуты следующие страны: Украина, Польша, Литва, Болгария, Молдова, Румыния и Турция. Центрально-Азиатские страны, не имеющие выхода к морю, могут пострадать из-за потери инструмента по упрощению торговых процедур и, таким образом, столкнутся с барьерами в международной торговле. Ежегодно российские транспортные компании осуществляют порядка 700.000 перевозок грузов с применением книжек МДП в других Договаривающихся сторонах и приблизительно 1.500.000 транспортных операций МДП завершаются на территории Российской Федерации. Как следствие, это решение может повлечь за собой дополнительные затраты в системе, которая безотказно функционировала на протяжении десятилетий, и нанести серьезный ущерб движению грузового транспорта в Европе и во всем Евразийском регионе.

Юридическим обязательством любой из Договаривающихся сторон Конвенции МДП является обязательство сообщать соответствующим органам о проблемах, возникающих при выполнении Конвенции. Несмотря на это, ни Административный комитет, ни ИСМДП, ни секретариат ЕЭК ООН не были своевременно и должным образом проинформированы о введении запланированной меры. Секретариат ЕЭК ООН, отвечающий за Конвенцию МДП, в письмах от лица Исполнительного секретаря ЕЭК ООН Свена Алкалая на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова и от лица директора отдела транспорта ЕЭК ООН Евы Молнар, а также председателя ИСМДП Анны Дубеляк на имя руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова просит уполномоченные органы Российской Федерации прояснить ситуацию и призывает ФТС РФ отменить запланированную меру.

Согласно новостям, опубликованным ФТС РФ, основной причиной ее решения является накопление АСМАП, национального гаранта системы МДП в РФ, задолженности в размере 20 млрд. рублей в связи с многочисленными таможенными претензиями вследствие нарушений процедуры МДП. ИСМДП регулярно отслеживает неурегулированные иски от всех Договаривающихся сторон Конвенции МДП. Последние сводки относятся к 2012 году, когда ни статистические данные, ни представители ФТС РФ не констатировали необычный рост претензий или задолженности. Тем не менее, проблема остается очень серьезной и должна быть решена усилиями ФТС, АСМАП и МСАТ. Таким образом, ЕЭК ООН приветствует их инициативу по созданию рабочей группы.

Секретариат ЕЭК ООН напоминает, что в рамках Конвенции МДП существует соответствующие структуры по рассмотрению жалоб или рекомендаций относительно системы МДП. Любая Договаривающаяся сторона может в любое время поднять на обсуждение актуальные вопросы. Следующие сессии межправительственных органов МДП: ИСМДП, Административного комитета Конвенции МДП (АС.2) и Рабочей группы по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30), - пройдут в Женеве с 30 сентября по 4 октября 2013 года. Однако до этого ИСМДП проведет внеочередное заседание 27 августа.


Примечание для редакторов

Как работает система МДП?

На сегодняшний день 68 стран являются членами МДП и извлекают выгоду от упрощения процедур пересечения границ. Система МДП способствует развитию международной торговли, ежегодно обслуживая торговый оборот в более 500 миллиардов евро. Упрощение стандартных требований для национальных транзитных процедур является одним из главных преимуществ системы МДП. В соответствии с процедурой МДП, груз тщательно проверяется при отправлении, а затем опечатывается. На границах проверяются только печати и внешнее состояние грузового отделения, что позволяет улучшить транзит и приводит к значительному снижению финансовых и временных затрат для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Использование книжки МДП в качестве единственного таможенного документа только повышает точность передачи данных между таможенными администрациями. Другие преимущества включают в себя защиту доходов за счет международных гарантий и повышение безопасности в результате доступа к современным ИКТ технологиям. В целом, это повышает конкурентоспособность на макроуровне.

Важно напомнить, что взаимное доверие и принцип взаимности являются основополагающими в системе МДП. Система гарантий МДП функционирует как цепь гарантий, состоящая из национальных гарантийных ассоциаций. На сегодняшний день МСАТ, уполномоченный Административным комитетом Конвенции МДП, т.е. всеми Договаривающимися сторонами Конвенции МДП, координирует работу этой единственной гарантийной цепи. Кроме того, все национальные ассоциации, входящие в гарантийную цепь, также должны получить разрешение от таможенных администраций своих стран, чтобы действовать в качестве гаранта по выдаче книжек МДП. Таким образом, АСМАП, как член гарантийной цепи МСАТ, является гарантом всех операций МДП, которые начинаются, заканчиваются или проходят через территорию Российской Федерации, т.е. не только тех операций с применением книжек МДП, которые выдаются АСМАП, но и всех других операций, в которых применяются книжки, выдаваемые другими ассоциациями. Соответственно, книжки МДП, выданные АСМАП, гарантируются другими национальными ассоциациями цепи в случае их применения другими Договаривающимися сторонами.

Написать письмо

CAPTCHA
*Обязательные поля